Обеспечение безопасности дорожного движения является комплексной проблемой. В условиях крупных городов со сложившейся исторической планировкой не всегда возможно решение транспортной проблемы путём строительства новых магистралей и улиц. Подобные решения также требуют значительных капиталовложений и времени реализации. При этом значительный рост парка транспортных средств и динамика аварийности требует принятия действенных эффективных мер. В последние десятилетия в странах Западной Европы стали широко внедряться так называемые инженерно-технические мероприятия низкой стоимости. Суть этих мероприятий заключается в подготовке и воплощении в жизнь локальных изменений в организации дорожного движения, не требующих больших капиталовложений. В качестве примера можно привести следующие мероприятия: организация одностороннего движения, выведение правых поворотов за пределы перекрестков, изменение режимов движения с помощью технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, направляющие устройства), и искусственных неровностей. Необходимо отметить, что в условиях г. Москвы технические средства дорожного движения функционируют в особых, значительно отличающихся от загородных и небольших населенных пунктов, условиях. Наличие искусственного освещения, наружной рекламы с одной стороны, а с другой – чрезвычайно высокий уровень загрузки движением улично-дорожной сети. И, при этом, на ряде магистралей при обеспечении высоких скоростей движения транспортных средств. Так же в качестве одной из особенностей функционирования дорожной разметки следует указать значительное количество наездов на линии и элементы разметки, вызванное необходимостью перестроений. Среди технических средств организации дорожного движения разметка занимает особое место. Прежде всего, это можно объяснить двумя причинами: практически постоянным нахождением разметки в поле зрения водителей и возможностью чёткого указания границ разрешенных манёвров, ограничений и т.д. Наличие дорожной разметки позволяет более эффективно использовать возможности улично-дорожной сети, устанавливать оптимальные режимы движения транспорта. О нормальном функционировании разметки речь может идти только в том случае, если обеспечивается своевременное и однозначное её восприятие в различных условиях (светлое и тёмное время суток, сухое и влажное состояние покрытия, во время дождя). В г. Москве уделяется большое внимание дорожной разметке: еще в 2000 году было принято решение о необходимости создания нормативного документа, устанавливающего технические требования к разметке, так как в ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» совершенно не учитывалась специфика столицы. На основе анализа отечественных и зарубежного опыта разметки магистралей и улиц городов в ГУП «Доринвест» и на кафедре дорожно-строительных материалов Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) совместно с рядом организаций были подготовлены «Временные технические требования к горизонтальной дорожной разметке городских магистралей и улиц. Правила нанесения и демаркировки. ВН 01-01» (рис. 1). Эти ведомственные нормы были внесены ГУП «Доринвест» и утверждены Правительством г. Москвы. Впервые в Российской Федерации в указанном документе были установлены требования к фотометрическим параметрам горизонтальной дорожной разметки с учетом наличия стационарного искусственного освещения, гарантийным срокам службы разметки для магистралей и улиц с высочайшей интенсивностью и особенностями режимов движения. Отдельные разделы Временных норм посвящены проектированию разметки, подготовке к нанесению разметки, демаркировке разметки, порядку приёмки выполненных работ и контроля качества. В соответствии с Временными нормами в г. Москве с 2001 г . на основных объектах, находящихся в оперативном управлении ГУП «Доринвест» проводится работы по инструментальному контролю горизонтальной дорожной разметки (рис. 2, 3). В настоящее время силами НПЦ «М Дорконтроль» и МАДИ (ГТУ) подготовлена новая редакция нормативного документа, устанавливающего нормативные требования к дорожной разметке г. Москвы. В соответствии с техническим заданием была выполнена большая работа по переработке практически всех глав ВН 01-01 и разработке новых. Так, например, введены следующие новые разделы: - Скоростное нанесение продольных линий на магистральных улицах общегородского значения I класса;
- Горизонтальная дорожная разметка со структурной и профилированной поверхностью;
- Допустимая степень износа горизонтальной дорожной разметки в процессе эксплуатации;
- Содержание горизонтальной дорожной разметки.
Как и во многих других случаях, в Москве впервые не только в России, но в большинстве стран Европы, подготовлена база решения вопросов, возникающих в процессе эксплуатации разметки. В новой редакции Временных норм разделена ответственность организаций осуществивших разметку и организаций, выполняющих содержание магистралей и улиц. Необходимо отметить, что со стороны руководства дорожной отрасли г. Москвы, не дожидаясь введения нового документа, постоянно не ослабевает контроль за обеспечением качества и повышения эффективности дорожной разметки. Весной этого года перед проведением работ по разметке традиционно проводится мойка покрытий от различных загрязнений, включая оставшиеся противоголёдные материалы. При этом отличием этого сезона является введение условия подписание совместных актов готовности покрытий. Для повышения объективности выбора красок и пластиков с учетом применения в зимнее время в г. Москве нетрадиционных для России противоглолёдных материалов в Научно-производственном центре «М Дорконтроль» была разработана специальная методика (Заказчик – ГУП г. Москвы «Доринвест», генподрядчик – НПЦ «М Дорконтроль», подрядчик ООО «Техдорпласт»). Настоящая методика предназначена для проведения сравнительных испытаний материалов для горизонтальной дорожной разметки (красок (эмалей), пластичных материалов) по ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52289 на стойкость к износу в среде растворов (рассолов) противогололедных реагентов в лабораторных условиях при помощи лабораторного кольцевого стенда. Метод испытания основан на измерении уменьшения массы образцов дорожной разметки во времени под действием качения обрезиненных колес по окружности в различных средах (рис. 4). Разработке предшествовал анализ действующих нормативных документов, отечественного (МАДИ, СоюзДорНИИ, ООО «Техдорпласт») и зарубежного опыта (БелДорНИИ, Лаборатория дорог и мостов во Франции, Институт BAST в Германии, Институт VTI в Швеции). Для проведения сравнения «работоспособности» различных разметочных материалов в реальных условиях эксплуатации в 2005 – 2006 годах в г. Москве проводятся контрольно-полевые испытания (Заказчики – Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, ГУП г. Москвы «Доринвест» и ГУП г. Москвы «Центр мониторинга автомобильных дорог и дорожных технологий», подрядчик – НПЦ «М Дорконтроль»). Контрольно-полевые испытания проводились на двух объектах. На улице Знаменские Садки (рис. 5), где были нанесены 23 краски и эмали (в том числе 8 зарубежного производства) и Пятницкое шоссе (рис. 6), где испытания проходили долговечные пластичные материалы. Всего на контрольно-полевые испытания было представлено 19 термопластиков, четыре холодных пластика и три вида штучных форм. Результаты испытаний размещены на сайте ГУП г. Москвы «Доринвест». Все материалы проходили полный комплекс испытаний: оценка характеристик красок и пластиков в лабораторных условиях, операционный контроль в процессе нанесения, первоначальный контроль непосредственно сразу же после нанесения и эксплуатационный – через определённые периоды времени. Перечень параметров, по которым производился контроль, определялся техническим регламентом, утвержденным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в соответствии с действующими нормативными документами. Объективность результатов гарантировалась использованием исключительно инструментальных методов и современного отечественного и импортного оборудования. В г. Москве постоянно находит внедрение самые передовые технологии, направленные на повышение безопасности движения, обеспечения максимально возможной эффективности эксплуатации уличной-дорожной сети. Среди наиболее ярких примеров следует назвать применение нового высокопроизводительного оборудования для демаркировки дорожной разметки. Впервые в России появилась технология, позволяющая удалять элементы разметки не только с высокой скоростью, но и не допускать повреждения асфальтобетонного покрытия. Очень большой интерес представляет проект по устройству цветных покрытий с повышенным коэффициентом сцепления с колёсами транспортных средств. Однако никакие современные технологии, материалы и изделия не могут являться гарантий качества работ. Приёмка горизонтальной дорожной разметки в столице осуществляется на основе инструментального контроля качества. Для этой цели привлекаются компетентные организации, обладающие квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием. Важная роль с нашей точки зрения отводится подрядным организациям. Ими должна обеспечиваться оценка качества применяемых материалов и изделий (входной контроль), технология нанесения разметки. Наличие собственной лаборатории или взаимодействие со сторонними специализированными организациями позволяет не только констатировать качество конечной продукции – дорожной разметки, но и выявлять причины возникающих проблем. Ежегодно в стенах МАДИ (ГТУ) на кафедре дорожно-строительных материалов проходит международный семинар «Дорожно-строительные материалы, изделия и конструкции и их роль в обеспечении безопасности дорожного движения», на котором одним из основных вопросов является нормирование, контроль качества, внедрение новых технологий в области дорожной разметки и разметочных материалов (рис. 7). В 2006 году этот семинар состоялся под эгидой Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, ГУП г. Москвы «Доринвест», МАДИ (ГТУ) и НПЦ «М Дорконтроль». В мероприятии приняло участие более 100 специалистов не только из г. Москвы, но и более чем из 20 субъектов Российской Федерации. Эффективность дорожной разметки может быть достигнута только в решения комплекса вопросов. Огромная работа, проводимая в столице по внедрению новых технологий, совершенствованию нормативной базы, централизованной оценке свойств материалов и изделий направлена на решение транспортной проблемы города, повышения безопасности движения и эффективности использования выделяемых средств. Свежинский В.Н., генеральный директор Научно-производственного центра «М Дорконтроль»
Источник: http://www.dorinvest.ru/shownews.asp?id=270 |